Ни для кого не секрет, что представления об идеальной женской фигуре кардинально менялись с течением веков. И лишь одно остается во все времена – стремление женщин приблизится к недостижимому идеалу.
Благодаря тому, что на протяжении многих веков женское тело было почти полностью скрыто под одеждой, у модниц прошлого было гораздо больше шансов приблизится к идеалу, нежели у наших современниц. Мода прошлых веков – это фактически история приближение реального женского силуэта к желаемому с помощью портновского искусства. Фасон платьев менялся вслед за сменой представлений о красоте. Сегодня длинные шлейфы и пышные кружева кажутся нам лишь причудливым излишеством, но когда – то они использовались для достижения вполне определенных целей…..
Античность
Для древних греков главным каноном красоты была гармония. Идеальное женское тело должно быть стройным, но не слишком субтильным. Естественно тонкая талия, широкие бедра, развитая, но не слишком полная грудь были неотъемлемыми атрибутами красивой женщины.
Образцом красоты того времени может служить статуя Венеры Милосской. Ученные считают, что ее пропорции соответствуют женщине ростом 164 см со следующими параметрами: окружность груди – 86 см, талии – 69 см, бедер – 93см.
Достичь желаемого идеала можно было в первую очередь за счет физических упражнений. Но для тех, у кого любовь к спорту выражалась только в интересе к наблюдению за состязаниями атлетов, существовали и другие способы. За счет толстых подошв на обуви женщины старались казаться выше и тем самым стройнее. Поднятые на затылке волосы, поддерживавшиеся повязкой или сеткой, визуально делали шею длиннее и тоньше.
Венера Милосская. Около 130—100 до н. э.
Идеалы красоты Древней Греции достались по наследству Древнему Риму, чего нельзя сказать о греческой любви к спорту. Однако римлянки быстро нашли ему замену. Чтобы казаться более стройными, они бинтовали специальной тканью грудь и бедра. Пояс носили высоко под грудью, тем самым зрительно удлиняя ноги.
Византия.
Византийские идеалы красоты в значительной степени были обусловлены идеалами христианства. Все связанное с плотью представлялось греховным, а потому красота ассоциировалась, прежде всего, с духовностью. В качестве образчика красоты времени можно считать изображение императрицы Феодоры на мозаике в равенской церкви Сан – Витале. О пропорциях ее тела судить практически невозможно, так как силуэт абсолютно теряется за драгоценными одеждами.
Императрица Феодора
Именно этого эффекта и стремились достичь жительницы Византийской империи.
Одежда должна была полностью скрывать фигуру, делая женщину почти бесплотным созданием. Этой же цели служила и прическа из искусственных волос, подобно сложному головному убору, ведь естественные красивые локоны всегда считались одним из главных женских орудий соблазнения.
Средние века
По мере формирования культа Прекрасной Дамы в Западной Европе ослабевало влияние церковного учения о греховности плоти. Женственность больше не является грехом, хотя силуэт характеризуется значительной субтильностью и вытянутостью. Идеалом красоты того времени являются многочисленные скульптурные изображения Девы Марии. Она предстает в образе юной девушки с золотыми волосами и голубыми глазами. Ее фигура отличается стройностью и почти всегда изогнута в виде буквы S. Вычисленные исследователями пропорции этих изображений соответствуют женщинам с объемом груди 79 см и талии – 62 см.
Дамы эпохи Средневековья
Крой платья в Средние века подчеркивает (или создает?) вытянутость силуэта и субтильность телосложения. Маленький узкий лиф зрительно уменьшает грудь, узкие длинные рукава, заканчивающиеся небольшими, опущенными вниз раструбами, зрительно удлиняют руки. Расширяющаяся к низу юбка, переходящая в шлейф, создает впечатление узких бедер. Особенное устремление вверх силуэту средневековой дамы придавал высокий конусообразный головной убор с легким вуалем.
Возрождение
Эпоха возрождения принесла с собой совсем иное восприятие красоты. Если в Средние века восхищение женским образом – Будь это Прекрасная Дама или Дева Мария – имело в первую (и зачастую единственную) очередь платонический характер, то Ренессанс возродил чувственность, забытую со времен Античности. Женщины эпохи Возрождения вновь стали земными. Теперь, как во времена Древней Греции, стали цениться естественность и гармония пропорций.
Портрет :Жанны Де Арагон
Идеал красоты итальянского Возрождения можно хорошо рассмотреть на полотнах Тициана. Его Венеры по сложению очень похожи на статую Венеры Милосской, разве что их большая дородность выдает абсолютную непопулярность среди женщин той эпохи. Величественность женской фигуры достигалась благодаря особому рисунку венецианской парчи и форме корсета - достаточно свободного и создававшего впечатление крупного тела, даже если женщина была худощавой. Такое решение могло бы исказить пропорции
и сделать женщин низенькими толстушками, но на помощь пришла обувь на высоких подставках. И вот уже, высокие и величественные, они плавно выступают в тяжелых роскошных платьях. Низкий вырез лифа и тонкое полотно рубашки подчеркивали нежность кожи и придавали женщине оттенок возвышенной чувственности.
Барокко
В эпоху барокко красивыми считались крупные и довольно высокие женщины. Идеалы красоты той эпохи запечатлены на многочисленных полотнах Рубенсах. Округлые тела рубенсовских женщин с пышными бедрами, развитой грудью и широкими плечами пышут здоровьем и энергией. Они соответствуют женщинам 48 – го современного размера с объемом груди 98 см, талии - 72 см, бедер – 98 см. Костюм той эпохи призван был подчеркивать крупность фигуры. Лиф теперь делали слегка завышенным, корсет зрительно поднимал грудь, обычно почти открытую смелым декольте, делая ее более пышной. Широкие рукава окончательно видоизменяли объем верхней части тела.
При это благодаря особенностям кроя они обеспечивали большую свободу движения.
Картина Рубенса
Рококко
Рококо было эпохой кукольной красоты. Женщины должны были быть хрупкими и воздушными, похожие на фарфоровые статуэтки. Дородность эпохи барокко сменяет утонченность и грациозность.
Идеал красоты того времени был запечатлен на полотнах Антуана Ватто. Девушки в декорациях пасторальных сценах скорее похожих не на реальных людей, а на героинь театральной пьесы. Неслучайно второй по популярности темой у Ватто является именно театр.
Картина Антуан Ватто
Мода эпохи рококо всячески подчеркивает кукольность, неестественность образа. Высокие каблуки (не ниже 8 сантиметров) и огромная юбка на каркасе не давали женщине двигаться естественно, даже если она этого хотела. Низкое декольте и укороченные рукава привлекали внимание к шее и рукам, казавшимся тонкими и хрупкими на фоне кружевных оборок.
Романтизм
Идеальная девушка эпохи романтизма должна была быть хрупкой, бледной и мечтательной, не приспособленной к жестокостям окружающего мира. Худоба стала признаком красоты. Более того, красивой считалась даже некоторая болезненность. Романтический ореол получил целый ряд заболеваний - от меланхолии до туберкулеза.
Воплощением идеала красоты той эпохи была жена Пушкина Наталья Гончарова. Хрупкая, воздушная, кажется, что с портрета на нас смотрит не реальная женщина, а не земное создание. Считается, что ее параметры были следующими: объем груди - 92 см, талии – 42 см. Разумеется, невероятной тонкостью талии она была обязана использованию корсета.
Портрет Натальи Николаевны Гончаровой
Тем, кому не повезло с природными данными, достичь идеальных пропорций помогал костюм. Эффект хрупкости образа достигается еще и за счет контрастных объемов. Талия казалась еще уже в сравнение с очень широкими рукавами и пышной юбкой. Вырез декольте был очень низкий и обнажал плечи, благодаря чему они выглядели покатыми и хрупкими. Кожа казалась еще нежнее на фоне кружев. Впечатления «воздушного создания» еще более усиливалось благодаря тому, что форма обуви зрительно уменьшала ступни. Кстати, и ходить в то время было принято маленькими шажками.
Модерн
Идеалы стиля модерн с его тяготением к волнистым линиям и текучем формам нашли воплощение и в женской красоте. Женщина эпохи модерна должна была напоминать хризантему. Пышная прическа была бутоном, изогнутый силуэт – стеблем.
Идеал женщины модерна можно увидеть в многочисленных работах Альфонса Мухи. Пышные прически, соблазнительные изгибы тела, особенная декоративность изображений – во всем этом воплотился дух и философия той эпохи.
Желанного эффекта «изогнутого стебля» модницы рубежа 19 – 20 веков добивались благодаря корсету новейшей конструкции – теперь он был призван придавать фигуре своеобразный изгиб, напоминающий букву S. Именно этот корсет и определил силуэт костюма, подчеркиваемый лифом с напуском спереди, часто с несколько заниженной талией и юбкой, плотно охватывающей бедра и лишь у колен охватывающей бедра и лишь у колен расширявшейся и веером распускавшейся по полу.
Картина Альфонса Муха
Эпоха модерна оборвалась на самом взлете – с началом Первой мировой войны. Женщины перестали быть цветами и превратились в боевых товарищей и верных подруг. Война сделала больше для эмансипации женщин, чем все движения 19 века вместе взятые. После войны женщины уже никогда не согласятся заковывать себя в корсеты и приносить свой комфорт и здоровье в жертву чьим - то представление о прекрасном. По крайней мере тогда именно так и казалось….
Автор: Аля Викторова
|